Меню
ТРАВМЫ РАЗВИТИЯ
Программа профессиональной переподготовки для психологов в Высшей Школе Психологии
Программа объединяет необходимую теорию и практику, помогающую в консультировании клиентов с травмами развития и последствиями неблагоприятного воспитания. Курс включает обзор психологических школ, индивидуальную и групповую практику в интервизорских группах с разбором клиентских случаев.

В фокусе курса несколько направлений, среди них: психодинамический подход, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, эриксоновский гипноз, НЛП и трансактный анализ в работе с людьми, переживающими последствия неблагоприятного воспитания и детских травм.

Чему научатся участники программы?

  • Ориентироваться в основных методах, направлениях и концепциях психологического консультирования клиентов с травмами развития
  • Системно и целостно работать с клиентом в рамках интегративного подхода
  • Диагностировать уровень проблемы и строить стратегии коррекционной работы с клиентом
  • Владеть техниками трансактного анализа, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, гипноанализа, когнитивно-поведенческой терапии и ДПДГ
  • Работать с субличностями, метафорами, ощущениями в теле и методами их интерпретации
  • Выполнять процедуру десенсибилизации травматичного опыта
  • Гибко и креативно интегрировать знания и практики, формируя индивидуальный подход к каждому клиентскому случаю
  • Разбираться в своей истории развития и связанной с ней собственной психологической проблематикой

Как проходят занятия?

Лекции
Необходимая база и обзор терапевтических школ, не подразумевающий активность слушателей
Практические демонстрации с комментариями
Обзор клиентских случаев от преподавателей

Групповые дискуссии
Обсуждение подходов и случаев с другими слушателями программы и преподавателем
Отработка упражнений
Практика в парах и малых группах под руководством преподавателя

ПРОГРАММА

Раздел 1. Основные положения теории травм развития
1.1. История воспитания
  • Общие представления о методах и подходах воспитания
  • Основные положения в работе с травмами развития
  • Сознание и история его формирования
  • Я — концепция и картина мира
  • Понятие «черной педагогики» и ее влияние на формирование сознания Я — концепции ребенка, а затем взрослого человека
1.2. Психоаналитическая школа
  • Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда
  • Психоаналитическая теория личности и психологической проблематики в раннем детстве
1.3. Аналитическая психология
  • Теория «комплексов»
  • Коллективное бессознательное
  • Архетип «божественного дитя»
1.4. Трансактный анализ
  • Эго — состояния (Ребенок — Родитель — Взрослый)
  • Сценарии жизни
  • Игры, в которые играют люди
1.5. Трансперсональная психология
  • Базовые перинатальные матрицы
  • Система конденсированного опыта (СКО)
Раздел 2. Базовые понятия в работе с травматичным детским опытом у взрослых
2.1. Внутренний ребенок
  • Ид в психоаналитической теории личности
  • Комплекс «ребенка» в аналитическом подходе
  • Понятие «внутренний ребенок» в трансактном анализе
  • Долговременная память и теория перерабатывающей системы Фрэнсин Шапиро
  • Феномены детского восприятия и памяти
  • Классификация «внутренних детей»: естественный ребенок, плачущий, контролирующий, зависимый, адаптивный, бунтующий и волшебный
2.2. Внутренний родитель
  • Суперэго и его значение в психоаналитической теории личности
  • Родительские комплексы в аналитическом подходе
  • Внутренний родитель по Эрику Берну
  • Классификация «внутренних родителей»: отстраненный и холодный родитель, заботливый и защищающий
2.3. Внутренний взрослый
  • Понятие и критерии зрелости
  • Синдром Питера Пэна или «вечного юноши»
  • Экзистенциальные аспекты взросления
  • Три аспекта воли: свобода, намерение, продуктивность
  • Я взрослого человека как смысловая система
Раздел 3. Привязанность, травмы привязанности и их влияние на формирование отношений
3.1. Теория привязанности. Виды травм привязанности и способы работы с ними в консультировании
  • Теория привязанности
  • Виды нарушения привязанности
  • Влияние привязанности на поведение и отношения во взрослом возрасте
  • Диагностика привязанности
  • Методы и стратегии работы с нарушением привязанности в консультировании
Раздел 4. Сценарии жизни и определяющие их травмы развития
4.1. Сценарии жизни
  • Линия жизни и «яйцо травмы»
  • Метафора «путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла
  • Базовые перинатальные матрицы Станислава Грофа
  • Система конденсированного опыта (СКО)
  • «Кнопки боли» как реакция на значимые стимулы
  • Терапевтическая триада: эмоции, мышление, поведение
  • Репрезентативные системы и их роль в формировании малоэффективного поведения как способа избегания травматического опыта
4.2 Типичные сценарии жизни клиентов с травмами развития
  • Системы конденсированного опыта и их влияние на сценарий жизни: эмоциональные и когнитивно-поведенческие паттерны
  • Запросы, с которыми обращаются клиенты в кризисные моменты проживания «сценариев»
4.3. Стратегии и методы работы в коррекции сценария жизни
  • Терапевтическая триада: эмоции, мышление, поведение
  • Выявление и изменение ограничивающих убеждений
  • Анализ и изменение малоэффективного поведения
  • Методы десенсибилизации травматичного детского опыта и коррекции малоэффективных стратегий поведения как основа изменения причины повторяющихся сценариев
4.4. Выбор и реализация нового сценария жизни клиентом
  • Смена установок, закрепление нового поведения для формирования нового сценария
  • Формирование внутреннего заботливого и защищающего «родителя»
  • Сознательный выбор нового образа Я
Раздел 5. Психодиагностика в психологическом консультировании клиентов с травмами развития
5.1. Методы психодиагностики
  • Психологическое интервью
  • Вербальное и невербальное поведение
  • Проективные методики, арт-терапевтические методики, рисуночные проективные методики, сказкотерапия, системные расстановки на фигурках, «яйцо травмы»
Раздел 6. Обзор психологических школ, направлений и методов в работе с травмами развития
6.1. Психоанализ
  • Перенос и контрперенос в работе с травмами развития
  • Практические навыки работы с переносом и контпереносом в работе психолога
6.2. Аналитическая психология
  • Проработка базовых комплексов: комплекса отшельника, комплекса брошенного, комплекса зависимого, комплекса неполноценности, комплекса порядка и драмы
Тема 6.3 Трансактный анализ
  • Родитель, ребенок и взрослый
  • Анализ и проработка состояний Эго
  • Взращивание и укрепление заботливого и защищающего «родителя»
  • Работа с «внутренними защитниками», осознание и интеграция фигур и сотрудничество с ними
6.4. Эриксоновский гипноз
  • Ресурсные трансы
  • Терапевтические метафоры
  • Работа с ранней травмой в трансе
  • Самогипноз
6.5. Телесно-ориентированная терапия
  • Приемы и техники из телесно-ориентированной терапии в работе с травмами развития
  • Терапевтические приемы и упражнения для самостоятельной работы клиента
6.6. ДПДГ
  • Теория перерабатывающей системы Фрэнсин Шапиро
  • Базовые протоколы в работе с травматичным опытом
6.7. НЛП
  • Техника якорения
  • Шестишаговый рефрейминг
  • Взмах
  • Техники НЛП третьего поколения
6.8. Метод Мэрилин Мюррей в работе с ранней травмой
  • Работа с «яйцом травмы» и плачущим «ребенком»
  • Формирование модели «здоровой уравновешенной личности»
6.9. Арт- терапия
  • «Безопасное место»
  • «Внутренние помощники»
  • «Любимая игрушка» и другие техники
  • Метафорические карты в работе с травмами развития
  • Работа с экспрессивными техниками
6.9.1. Трансперсональная психология
  • Ребефинг
  • Холотропное дыхание
  • Вайвейшн
6.9.2. Авторские методы в работе с травмами развития
  • Трансовые техники регрессии в опыт детства
  • Техники поддержания контакта с внутренним ребенком
Раздел 7. Основы психосоматики
7.1
  • Основные принципы терапии психосоматических расстройств с точки зрения различных подходов (когнитивно-поведенческий, психоаналитический, экзистенциальный-гуманистический)
  • Современные способы воздействия на симптом: плюсы и минусы
7.2
  • Адаптационные возможности организма
  • Как работают стресс-лимитирующие системы
  • Понятие симптома с точки зрения нормальности адаптационных возможностей организма
  • Понятие высшей нервной деятельности, центральной нервной системы и вегетативной нервной системы
7.3
  • Что такое симптом и как он формируется?
  • Концепция «плачущего ребенка» по Мэрилин Мюррей и его роль в формировании симптома
7.4
  • Установки и когнитивные искажения: мания величия, навязчивое мышление, самообвинение или эгоцентризм, идеализация других и заниженная самооценка. Внутренние трансы, которые влияют на жизненные сценарии
7.5
  • Парадоксальность симптома (в одновременном проявлении жизненной силы, ее подавлении и решении проблемы социального функционирования)
  • Способы защит против переживаний: избегание, вытеснение, диссоциация и другие
7.6
  • Понятие адаптации организма к симптому — «контрсимптом»
  • Гомеопатическая концепция работы с симптомом
  • Направление работы от разрушения к разрастанию
7.7
  • Ресурсы и их источник.
  • Работа с жизненным «фоном»
  • Поиск проблемных зон
  • Упражнение «Карта ресурсов»
  • Упражнение «Место силы»
7.8
  • Стадии работы с симптомом
  • Проекция потребностей человека на определенный орган тела
  • Проективная методика: превращение частичной проекции в тотальную путем идентификации с больным органом, реконструкция личного опыта через осознавание негативного сценария «Кому обращены эти слова?», ассимиляция проекции и взятие ответственности за подавляемое переживание, стадия завершения через тестирование устойчивости приобретенной ответственности
7.9
  • Три категории реакций на изменяющиеся условия окружающей среды
  • Вегетативные реакции на эмоциональные состояния
7.10
  • Понятие границ
  • Психологические, физические, социально-ролевые, интимно-личностные и духовные границы
  • Виды нарушения границ
  • Как нарушение личностных границ влияет на формирование симптома
  • Работа с границами
7.11
  • Метафора как форма работы с психосоматическими расстройствами
  • Метафора собственного тела
  • Диссоциация как способ избегания болезненных переживаний и разобщения телесного, эмоционального и рационального
  • Трансформация через метафору
Раздел 8. Развитие базовых компетенций психолога, работающего с травмами развития
8.1. Техники и практики, необходимые при консультировании клиента с травмами развития
  • Работа с личными травмами развития
  • Поддержание контакта со своим внутренним ребенком
  • Формирование в себе навыков модели защищающего и заботливого «родителя»
  • Развитие навыка контейнирования
8.2. Типичные тупики и ловушки консультирования и способы креативного выхода из них в работе
  • «Сопротивление» в консультировании
  • Игры и манипуляции между терапевтом и клиентом
  • Способы перехода от конфронтации к сотрудничеству
8.3. Профилактика эмоционального выгорания
  • Терапевтическая позиция в работе с клиентом
  • Контрперенос и способы экологичной работы с полем травмы
  • Образ жизни и забота о себе как фундамент для эффективной работы
Раздел 9. Интегративный коучинг в консультировании

9.1. Введение в коучинг
  • Общие представления о методах и подходах коучинга
  • Технология коучинга
  • Структура коуч-сессии
  • Раппорт: создание доверия, три уровня слушания, модель слушания 4R
  • Тоны голоса
  • Мозг: рептилии, эмоциональный, кора
  • Создание видения будущего
  • Принципы коуча Милтона Эриксона
  • Визуализация
  • Вопросы в коучинге, эффективные открытые вопросы
  • Рамка «Как если бы», техники «Что, если…» и «Волшебные вопросы»
  • Контракт
  • Модель GROW
  • Модель ORACLE
  • Формат конечного результата
9.2. Эмоциональный интеллект
  • Эмоции и их виды
  • Инструмент шкала
  • Модель Т
  • Шкала состояний
  • Практики для профилактики эмоционального выгорания
  • Поддерживающая среда
9.3. Творческие стратегии в коучинге
  • Мечтатель, критик и реалист — стратегии Уолта Диснея
  • Индивидуальные стратегии творчества
  • Анализ использования времени срочное/важное
  • Метапрограммы
  • Мотивирующие слова
9.4. Работа с ценностями и глубинными смыслами.
  • Иерархия мотивов
  • Упражнения на раскрытие ценностей
  • Исследование следующего уровня будущего успеха
  • Упражнение на подведение итогов
9.5. Работа с проектами
  • Стадии развития проекта
  • Структура сессии при работе с проектом
  • Создание стратегического видения
  • Матрица Эйзенхауэра
  • Мастерство завершения проектов
Раздел 10. Интервизия
Интервизия — это возможность представить клиентские случаи, разобраться в трудностях, расширить взгляд и понимание запроса, проблемы, понять, куда лучше двигаться дальше в работе.
Программа предполагает участие в интервизорских группах для получения профессиональной поддержки и обратной связи.
Психолог, клиническая специализация, специалист по работе с травмами развития. Преподаватель психологии и руководитель психологической школы развития «Метафорический дом». Член профессиональной психотерапевтической лиги.
Психолог, консультант по системному развитию бизнеса, сертифицированный коуч
(PCC ICF).
Врач-психиатр, психотерапевт, телесно-ориентированный терапевт.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
11 месяцев (252 академических часа)
СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
75 600 рублей при единоразовой оплате и 8 400 рублей в месяц при оплате в рассрочку (оплата программы проводится на сайте Высшей Школы Психологии)
ТРЕБОВАНИЯ К АБИТУРИЕНТАМ
Высшее психологическое образование или профессиональная переподготовка по психологии
ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ?
Оставьте заявку — мы свяжемся с вами и все расскажем.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Почему дом - "метафорический"?
Метафорами занимаются многие исследователи в области психологии, литературы и искусства. Метафора — объемная и многоплановая — включает в себя образы, звуки, ощущения и сюжеты, воспринимающимися нашим бессознательным.

Психолог должен понимать язык бессознательного, ведь часто основной травматический опыт человека переживается в детстве и не осознается так, как у взрослого. Его следы остаются в невербальном поведении, сновидениях, привычках и только частично в том, за что отвечает наше сознательное.

В психологической практике возможен контакт с бессознательным, минующий рациональное сознание и его защитные механизмы, и метафора помогает его найти.

Мы не избегаем конкретики, метафора — это форма.

Как проходит обучение?
  • Онлайн, на платформе Zoom
  • Офлайн в Москве, в Высшей школе психологии (ул. Ярославская, 13)
Получится ли у меня совмещать обучение с работой?
Мы составляем расписание так, чтобы было удобно как можно большему числу участников — планируем занятия на выходные или вечера будних дней.
Какие дипломы получают выпускники?
Выпускники программ дополнительного профессионального образования получают диплом о переподготовке, выданный Метафорическим домом совместно с АНО ДПО «Высшая школа психологии». Слушатели курсов повышения квалификации получают сертификаты.
Что нужно для поступления?
  • Оставить заявку.
  • Подготовить цифровую копию (скан) диплома о высшем психологическом образовании или профессиональной переподготовке по психологии. Если вы меняли фамилию, понадобится копия свидетельства о браке. Для некоторых программ законченное психологическое образование необязательно — мы ждем и студентов.
  • Внести предоплату.
Что делать, если у меня нет психологического образования?
Метафорический дом предлагает обучение для практикующих или учащихся психологов. Если вы интересуетесь психологии в целях саморазвития, присмотритесь к программам нашего сайд-проекта «Живи Просто».